Галерея

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Портрет Т.Карсавиной  1915г. бум. паст. 56x42 на доске

 

Почему люди, стоя у некоторых портретов С. Сорина, говорят, что о каждом из них можно написать целый роман. Вот, например, давай рассмотрим портрет балерины Тамары Карсавиной:

Она смотрит на нас таким медленным взглядом, проверяя, должное ли впечатление на нас произведено: остолбенели ли мы, как и все предыдущие, от этой красоты, от этой лебединой шеи, от грации этих хрупких плеч, от этих нежных губ и овала лица. Волосы ее скрыты под париком, но это неважно, это такая мелочь, вот и художник не стал его вырисовывать, а только наметил, ведь ничего театральный парик не может добавить к ее лебединому образу, истинному, а не театральному. Это очень успешная женщина, и, правда, я знаю, очень хорошая, трудолюбивая и творческая балерина, самостоятельно создавшая многие незабываемые образы. Но и не на сцене, а просто на людях она продолжает играть роль беззащитной нежной пастушки и принцессы, красота которой естественно заставляет любого потерять дар речи и пасть к ее ногам.

Принцесса Туркеска 1934г. 66х66 бум. х.кар. акв.

А вот другой портрет. Называется он «Принцесса туркеска», то есть на современном языке – турецкая княжна. Это — прозвище. Звали ее княжна Мария Александровна Туркестанова. Происходила она из древнего грузинского рода Туркестанишвили, известного с ХVвека. С Петровских времен эта семья служила России, ее члены были и военными, и священнослужителями. они имели множество наград за службу. Жених принцессы был офицером добровольческой белой армии и погиб в Гражданскую войну. Вторую часть жизни принцессе пришлось провести на чужбине.

 Портрет М.Горького 1902 х.м.77.5Х95.3

Вот портрет Максима Горького ( А. М. Пешков). Это 1902 год,  С. Сорин еще студент Императорской Академии Художеств и ученик И. Е. Репина.  М. Горький был тогда начинающим провинциальным писателем, причислявшим себя к выдвигавшейся тогда группе «самородков из народа» — не из купцов, а из бедняков – из юродивого « народа-богоносца». Это было великое романтическое время русского модерна (взглянуть хотя бы на псевдонимы писателей этой группы: Безродный, Скиталец, Бездомный, Голодный, Бедный, Горький). М. Горький (он, правда, был из мелких торговцев) в те времена еще только формировал свой имидж. Делал он это ревниво – ведь от этого зависел его будущий успех.  Его друг Скиталец привел к нему талантливого юношу, чтобы тот написал «правильный» портрет. Портрет получился прекрасный: видна крепкая репинская школа – сочный, яркий мазок, персонаж вылеплен рельефно и точно, а композиция портрета подчеркивает вдохновенность этого волжского писателя. Но посмотри в его глаза: правый смотрит открыто , с некоторой даже болью за страдающий народ, а левый ( он в тени)  — настороженно, он даже чуть прищурен – получится ли у этого парня то , что нужно. Получилось, и конечно не нарочно вышло то, о чем я написал, просто у портретируемого было такое состояние, а портретист заметил, и это тут же это отразилось на полотне.  Это одна из главных черт таланта художника С. Сорина: он умеет отразить даже затаенные, тонкие черты личности портретируемого.

Портрет О. Б. Монасевича 1906г. х.м.158x90

А  этот портрет написан в России в 1906 году. Это банкир О. Б. Монасевич. Смотри, как он в себе уверен, и в том уверен, что он вправе командовать  людьми, повелевать, потому только, что он богат. И поэтому он может, наверное, и заорать на человека. Сейчас он не орет, а что-то тихо говорит художнику, наверное, дает указания, как писать, но может и заорать, если что, и выпучить глаза. Художник это видит и показывает нам. И мы также видим, что персонаж мастеру совсем не симпатичен.

Это портрет Шаляпина. Все знают Федора Ивановича, его голос, созданные им оперные персонажи.

Шаляпин Ф.И.

Шаляпина в разных видах изображали множество раз. В потрясающе спетой и сыгранной им партии Бориса Годунова этот персонаж говорит:  «Достиг я высшей власти. Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет в душе моей!»  Вот в такой, кажется, психологический момент художник здесь изобразил самого Шаляпина. С Савелием Сориным они дружили с юных лет, и художник знал его не только как великого и достигшего вершины славы певца, но и как любителя поозорничать и крепко выпить, поговорить по душам, знал как простодушного и обидчивого человека, знал как щедрого и сорящего деньгами  и как скрягу,  вымогающего каждую копейку. И во многих еще ипостасях художник видел этого человека, но посчитал необходимым изобразить певца так, как ты это видишь. Потому что – это главное.

А вот портрет другого человека. Он актер. Он улыбается.

Портрет актера 1934г

Но какое резиновое лицо! Точнее, это подвижная улыбающаяся маска, приросшая к  невидимому для нас лицу. Он уже пожилой, вон седина и лысина, и одрябла кожа, а вершина успеха не достигнута. И достигнута не будет, это ему очевидно и горько. Но он привык смеяться на сцене, как бы плохо ни было на душе, вот он смеется и сейчас. Но посмотри, глаза не смеются. Лицо кажется веселым лишь на первый взгляд. Вот уж точно трагедия Пьеро: тот должен был смеяться на сцене, хотя злой Арлекин похитил у него возлюбленную – Коломбину. А этот делает вид, что смеется в  жизни, хотя злая жизнь лишила его надежд.

А вот тут трагедия нескрываемая. Это портрет трагической киноактрисы Наталии Кованько. Она посажена художником в изломанной позе – не метафора ли это изломанной жизни.

Портрет киноактрисы Наталии Ковнько 1923 х.м. Донецк

Она была успешной соперницей Веры Холодной, успешно эмигрировала во Францию после 1917 года, успешно вышла замуж, но не перестала чувствовать себя чужой в чужой стране, где ее талант был никому не нужен, где никак не заводились новые друзья, а до старых – было дальше, чем до Луны. Посмотри на ее лицо – слеза, висящая на ресницах после разговора с художником и текущая по щеке, —  не притворные. Видно, что трагедию этой женщине играть не надо – трагедия теперь вся ее жизнь.

7.2.Портрет киноактрисы Наталии Ковнько 1923 х.м. Донецк

 

А вот внизу портрет архиепископа Ярославского и  Ростовского Алексия. Он, вроде бы, начальник над духовной жизнью православных большого российского района. Он знает, что всем им можно, а что нельзя. Он может осуждать и наказывать. Он должен быть непререкаемым духовным авторитетом. Он аскетичен, непреклонен и суров. Это он так хочет себя нам представить. Но посмотри в полуприщуренные настороженные глаза этого молодого человека. Ярославская и Ростовская епархии давно остались в далекой России, а здесь (портрет-то  написан  в Америке, и это 1946-й год) совсем другой народ, другая жизнь. Соблазны…И здесь он мало для кого авторитет. Он боится, чтобы не стало видно, как ему обрыдло играть роль владыки несуществующего прихода. Он боится,, чтобы из его поджатого рта не выскочило неподобающее слово.

Портрет архиепископа Ярославского и  Ростовского Алексия

Притворяться  трудно. Надо все время быть начеку, и вот поэтому в его лице нет подобающих священнику благости и спокойствия.

147 Потрет архиепископа Сан-Франциско И. Шаховского 1950  бум. на х. смеш. техн.64х48        ГТГ

А это архиепископ Сан-Франциско Иoанн (Шаховской) в то же, примерно, время – 1950 год. Здесь явно использована библейская метафора: священник – ловец человеческих душ. Смотри, руки у него сложены так, будто он поймал муху, и она ползает там в темноте – у него между ладонями. А лицо! Он пытливо смотрит, не увидели  ли вы, что он лишил «муху» свободы, не будете ли возражать. Потрясающий портрет, и, похоже, что художник не любил тех попов, чье пренебрежительное отношение к пастве и ханжество стало ему очевидно .

В Крыму Савелий Сорин сделал  портрет молодого гвардейского офицера с Георгиевским крестом на груди. У того не было денег заплатить за портрет, и художник сделал его бесплатно, сказав, что предчувствует, что такой тип русского офицера скоро исчезнет. Они долго беседовали, подружились и много позже в книге своих воспоминаний С. Оболенский написал, что почувствовал в Савелии надежного, думающего человека.

Портрет князя Сергея Оболенского. 1917 г.

Портрет князя Сергея Оболенского. 1917 г.

 

 

Портрет князя  Сергея Оболенского.1924 г.

Портрет князя Сергея Оболенского.1924 г.

А что почувствовал художник, видно и в первом, и во втором написанном уже в эмиграции портрете С. Оболенского. Не только решительность и бесстрашие, но и прямоту и простодушие отметил мастер как черты именно русского характера. И чтобы подчеркнуть это, написал сзади типичный русский пейзаж с церковью на осеннем холме над рекой. Художник не ошибся — В конце жизни оказалось, что Сергей Оболенский награжден тремя орденами «Пурпурное сердце», которые в Америке, как Георгиевские кресты когда-то в Росии, дают только за личное мужество и храбрость. Он был одним из основателей спецназа США и оказался самым старым и опытным парашютистом.

Дальше будет карандашный портрет Н. Н. Евреинова – актера, режиссера, сценариста,публициста и писателя, в общем, человека, принадлежавшего к интеллектуальной элите. Художника С. Сорина всегда тянуло к таким людям, особенно в начале пути – он ощущал у себя  нехватку общей культуры, эрудиции – всего того, что дает воспитание в образованной семье, ведь его воспитывала улица. Он понимал, одного таланта мало, и рад был общению с такими людьми. Мастерская художника  в Петербурге находилась на набережной Екатерининского канала, а напротив на другом берегу был театр «Кривое зеркало», где служил Евреинов. Мост, соединявший берега, был рядом, и уставший Евреинов часто заходил в мастерскую, где его встречал теплый прием, отдых, вкусный чай и заинтересованный, доброжелательный слушатель. Там и был нарисован этот портрет. Художник хотел вскоре по этому эскизу написать большой портрет маслом. Но не написал. Он сам не понимал, почему – ну «не шла рука», и все. Он даже не подозревал тогда, что гораздо позже Евреинов об этих визитах в мастерскую к художнику (и не только к нему)  напишет в своей книге « Оригинал о портретистах» вполне издевательскую статью. И не то чтобы ему было хоть чем-то плохо во время этих визитов – наоборот – просто этот «оригинал» был из той категории людей, которые «ради красного словца сдадут и родного отца». Интуиция художника, ничего еще не знавшего, подсказала ему нечто, не позволившее написать большой портрет. Посмотрим, не видно ли это « нечто»  в эскизе.

58.1 Потрет Н.Н.Евреинова

 

Художник рисовал красивого, артистичного, интеллектуального человека. Но смотри, этот чуть искривленный рот может зазмеиться в кривой ухмылке, этот холодный взгляд,- он наблюдателен, но не доброжелателен, лицо отчужденное, другой человек для него —  не ценность. Рисунок мастерский, но вот большой портрет…  не вышел.

 Портретхудожника Н.Д. Милиотти 1914 . х. м. 60Х52.частная коллекция СПб

Портретхудожника Н.Д. Милиотти 1914 . х. м. 60Х52.частная коллекция СПб

А вот этот портрет вышел. Это художник Н. Милиоти — один из основателей объединения художников «Голубая роза». Его бледное лицо и белая блуза на фоне белой стены даны специально так, чтобы подчеркнуть пронзительный взгляд черных глаз из-под черных бровей, черные волосы  и черные борода и усы. Ну, просто гипнотизер. Красавец-гипнотизер — повелитель душ. Женских душ. Это замечательный, острохарактерный, красивый и не без легкого юмора портрет.

Далее мы будем рассматривать портреты королев.

Вот один из них. Вернее, здесь она еще не королева, а принцесса Эдинбургская Елизавета, которая пригласила уже известного ей художника писать свой портрет меньше, чем за месяц до свадьбы. Позже она станет ныне царствующей королевой Великобритании Елизаветой II.

48 Принцесса Елизавета- сейчас королева Великобритании- 1948 бум. акв. 133x112  Кларенс-хаус Лондон

Она очень женственна,  спокойна и непроницаемо закрыта. Она уже знает, что будет королевой.

А второй портрет написан художником за 25 лет до первого. Это мать Елизаветы II, тоже Елизавета, и в этот момент она еще принцесса Йоркская. Вскоре она выйдет замуж , а ее муж станет королем Георгом VI, после смерти которого королевой станет их дочь, а она получит титул «Королева-мать».

портрет девушки со шляпой-Елизавета  -H M Queen consort E lizabeth Bowes-Lion Королева-мать , тогда- принцесса Йоркская  1923г бум. акв.133x112 Кларенс-хаус Лондон

Портрет девушки со шляпой -Елизавета -H M Queen consort Elizabeth Bowes-Lion —  Королева-мать , тогда- принцесса Йоркская, 1923 г. бум. акв.133×112 Кларенс-хаус Лондон

 

Это совсем другая личность: она открыта, непосредственна, очень женственна, но при этом не уверена в себе, даже беззащитна, но надеется, что окружающие не сделают ей ничего плохого. Потрясающий портрет! Не удивительно, что он был самым любимым у Королевы-матери до самой ее смерти.

32.1 Философ Лев Шестов 1922 бум. на х. цв.мелки , графит 56.5x47.6 дар А. Сориной 1954г. Метрополитен муз.N5452 США

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это портрет знаменитого в свое время философа Льва Шестова. Я мало знаю о нем и о его философии, но характер этого человека нам ясен, он дан на этом портрете четко и выпукло. Это непреклонный спорщик, особо ценные мысли горят в нем и сжигают его. Он мгновенно может пойти на конфликт, если оппонент будет отстаивать неприемлемое для него мнение. Прозрачные  глаза его смотрят более внутрь себя, чем наружу, и внутренний мир, мысли этого человека гораздо дороже ему, чем все, что происходит вокруг. Не в обиду ему будь сказано, на этом портрете в нем есть нечто от козла, готового забодать. Но это не карикатура, и вызывает уважение и даже сочувствие.

А вот еще один спорщик. Это портрет Анатоля Дюбуа. Он сомневается, сомневается во всем, что заявляет его собеседник. И он не боится высказать эти сомнения вслух. Для таких, как Лев Шестов,  это очень полезный оппонент, т. к. на его тщедушное тело можно обрушить весь гнев и все доказательства, и только когда ему будет нечего возразить, положение можно считать доказанным.

146 Портрет Анатолия Дюбуа (мужчина в шляпе)  1942 бум. на х. акриловая краска    137х91    ГТГ

37.1 Портрет Александра Бенуа.1946

А это портрет художника Александра Николаевича Бенуа. Он патриарх огромного клана художников и архитекторов  Бенуа — Лансере — Серебряковых. Его эстетические принципы были непререкаемы для большинства российских художников того бурного времени, кроме, пожалуй, самых левых, которые призывали взорвать Лувр или сбросить Пушкина с корабля современности. Он один из создателей «Мира искусств» — одного из самых важных  объединений российских художников начала ХХ века. При этом он не делал деклараций, как было принято в те времена, не выступал со сцен разных модных заведений, жил тихо, небогато, писал пейзажи и рисовал костюмы и декорации для спектаклей. Это был мудрый человек, тонкий художник и художественный критик, эксперт и оракул. Савелий Сорин дружил с Александром Бенуа, заботился о нем во время и в тяжелые времена после войны, уважал и любил его, как отца. Это очень хорошо видно на портрете .

 

А вот другой характер, другая личность. Это портет графини Ольги Орловой. Она была одной из самых богатых женщин царской России, самой большой и капризной модницей и хозяйкой самого шикарного салона в Петербурге. Свой портрет она заказала одному из признанных лучших художников России – В. Серову, замечательному мастеру, писавшему царских особ, министров и богачей.

Серов написал прекрасный большой парадный портрет, где Орлова была изображена сидящей в кресле среди шикарного интерьера в богатом модном наряде и в большой шляпе.

Графиня взять портрет отказалась, заявив, что на портрете она выглядит слишком надменной, а шляпа важнее, чем она сама, и пригласила писать портрет художника Савелия Сорина.

Этот портрет она взяла, хотя выглядела на нем не менее надменной. Взяла потому, что художник разглядел и сумел отобразить не только внешнюю надменную маску, но и тревогу стареющей женщины, ее страх перед надвигающимся  непонятным будущим, ее беззащитность и одиночество. А, главное, ей важно было, что в центре внимания на этой картине была ее душа, а не интерьер и не шляпа.

31.2 Графиня Ольга Орлова1917г

145 Портрет девочки- художницы 1944 бум. смеш. техн.90Х71 ГТГ

Вот портрет Девочки-художницы. Смотри, как она насторожена.  Она хочет, чтобы взрослый художник написал ее портрет,ей  это даже льстит, она спинку держит прямо, как надо при посторонних, и как учила ее мама, но она впервые в такой ситуации: ее внимательно рассматривает чужой человек, она не знает, как надо себя вести. И руку с кисточкой  он заставил отвести и так держать, а хорошо ли это?  А сидит она на фоне видного в окно зеленого сада, где стволики юных деревьев тянутся к небу,и сама она, как такое деревце. Если вспомнить «Девочку с персиками» того же В. Серова, то эта девочка – сама, как персик. Так чувствует художник, так чувствуем и мы.

Смотри, что получается: об этой девочке нам ничего не известно, но, благодаря мастеру, который умеет передать, что он чувствует и видит, мы  через много лет и видим эту девчонку, и понимаем ее состояние.

 

Сейчас будет еще один портрет человека,о котором мне ничего не известно,кроме фамилии: Сазонов.

148.1 Портрет А. Сазонова   1917 бум. смеш. техн.58х44

Попробуем узнать,только глядя на портрет, каков же этот Сазонов, а потом попробуем найти что- нибудь о нем в архивных материалах и , если будет возможно, сравним.Что мы видим прежде всего? Этот волевой человек бледен, худ и у него покрасневшие глаза. Если он не болен (больной вряд ли пошел бы к художнику), то он, скорее всего, много и невесело думает и много читает и,наверное, по ночам. Я рискнул бы предположить, что это человек умственного труда — писатель или редактор, общественный деятель, ну, в общем, интеллигент, много знающий о людях, много думающий и слегка уставший от этого. У него прямой взгляд и поджатые губы. Если у него в результате раздумий появились невеселые суждения, то малознакомому человеку он их не выскажет. С близким же человеком он готов разделить и раздумья, и печаль. Вот что приходит мне в голову, когда я смотрю на этот замечательный портрет. Буду искать, чтобы понять, угадал ли я.

Прошло три месяца после написания этих строк, я был в Нью-Йорке в Публичной библиотеке и там  узнал, что это С. Д. Сазонов – министр иностранных  дел Временного правительства России, разогнанного большевиками в 1917 году. С. Д. Сазонов едва смог убежать в Крым и, наверняка переживал сильный стресс. Портрет написан в этом же году в Крыму, то есть вскоре после этих событий. Ну что же, прочитав написанное, я считаю, что суть я угадал.

38.2 Портрет М. Фокина.1928.

 

Теперь всмотрись в это лицо. Это танцовщик и балетмейстер дягилевского балета Михаил Фокин. На прекрасном портрете (смотри дальше)  он стоит в такой изящной одухотворенной позе, что некоторые  люди не вглядываются в его лицо. А того стоит, потому что художник сумел ухватить тот момент, когда в голове балетмейстера вспыхнула яркая мысль, и он видит на сцене то, чего там еще нет, он видит новую балетную композицию и пытается оценить, хороша ли она будет, и стоит ли ей родиться на свет. И поза его хороша – смотри на указательный палец правой руки, вот сейчас  рука разогнется, и он будет указывать, кто из солистов откуда выбегает, где взлетает, кто, где и как кружится,  как должен строиться кордебалет, и возникнет волшебство и красота.

38.1 Портрет М. Фокина.1928.

90 Портрет танцовщика и хореографа Л.Ф.Мясина 1922 бум.на х.смеш. техн. 133x80 Донецк

Вот портрет еще одного  художника. Это — граф А. М. Ланской — представитель старинного русского дворянского рода и, тем не менее, последователь самого модного тогда  художественного направления — абстракционизма.  С. Сорин не примыкал ни к одному из модных течений, но и не обличал и не клеймил их, как делали тогда многие. Он с уважением  и доброжелательно относился к художникам, не зависимо от выбранного ими пути, принадлежности к любым политическим течениям, религии или национальности.

90.1 Портрет танцовщика и хореографа Л.Ф.Мясина 1922 бум.на х.смеш. техн. 133x80 Донецк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В облике Ланского его привлекла необычность — «инопланетность» лица этого человека, что мы хорошо видим на этом портрете.

 

40.2 Портрет А.С.Лурье 1943бум. на х. смеш. техн. 138x92 ДонецкNгр 2321

А это Артур Лурье – композитор, щеголь, остроумец и кумир чуть ли не всех женщин Серебряного века. Весь этот характер тут виден. Это эстет, тонкий чувствователь и ценитель прекрасного, но и язвительный высмеиватель всего негармоничного, неизящного, серого.  Артур Лурье очень заботился о том, как он выглядит со стороны. В разное время он трижды заказывал С. Сорину свои портреты, и это самый выразительный из них .

Глазами аквамаринового цвета смотрит на нас эта узнаваемая старшим поколением знаменитая киноактриса Вивьен Ли.

54.1 портрет Вивьен Ли-х.м .47.5x46...

Здесь она уже десять лет, как сыграла свои главные роли в фильмах «Мост Ватерлоо» и «Унесенные ветром» и все еще очень хороша. Она знаменита, богата, замужем за лордом Лоуренсом Оливье, привыкла к поклонению. Ей немного скучно, немного горько оттого, что уходит бурное прошлое. Она была дружна с Савелием Сориным и откровенна с ним. И все это мы видим на портрете.

57 портрет Павла Николаевича  Милюкова 1922 х.м.46.4x38.1

 

А это бывший глава партии конституционных демократов в России Павел Николаевич Милюков. В России это был очень важный господин, в Государственной думе он произносил пламенные речи, готовился вершить судьбы людей, а тут в Париже (где написан портрет) он —  никто, даже не «нищий белогвардеец» — те хоть объединились в союз, а его туда не приняли – он штатский.  Так и кажется, что он сейчас, как Киса Воробьянинов, протянет ковшиком ладошку  и скажет на ломаном французском: — Месье!  Же  не манже па сис жур. Его жалко, и за него неловко.

Это карандашный рисунок. Великий физик Альберт Эйнштейн попросил Савелия Сорина сделать его для своей книги. Он увлек художника гривой своих полуседых волос, пронзительным умом и интеллигентностью университетского профессора и печальным и тонким еврейским юмором Кроме того Эйнштейн прекрасно играл на скрипке. Они подружились, а книга Эйнштейна вышла с портретом работы С. Сорина.

91 портрет А.Эйнштейна 1920-е годы. Берлин

Это портрет актрисы  Л. Х. Дроботовой, точнее — эскиз портрета. Местонахождение самого портрета неизвестно.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Но лицо на эскизе полностью готово, и можно видеть, как эта женщина под иронической усмешкой скрывает свой страх. Чего же она боится? Может быть, что над ней посмеются, обидят или не дадут роли или…, мало ли чего может бояться одинокая молодая женщина, на свой страх и риск идущая опасной артистической дорогой. Но мы видим, что так просто она не дастся, она тоже пугает и своей экстравагантностью, и самой этой иронией, но мы видим также, что стоит появиться человеку, за чьей спиной она смогла бы спрятаться, и она пойдет за ним на край света.

69.1 Портрет Маргарет -Дороти ''Нин'' Кон ( Kahn)1931

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нин – это домашнее имя этой девушки, а вообще-то ее зовут Маргарет – Дороти Кон, и она младшая дочь американского  миллиардера Отто Г. Кона и красавица при этом. Но ни первое, ни второе, похоже, ее пока не беспокоит. Она еще ребенок, и важно для нее только то, что она главное сокровище своей семьи, и ее все любят, и все конечно хорошие люди. Ей конечно любопытно, что это художник на нее так таращится, и она вроде бы догадывается, почему, но это не главное, он тоже хороший человек и конечно напишет хороший портрет, который понравится папе и маме.

72.1Портрет mme. Otto H .Kаhn -бывш. Аделаида Волф-жены Отто Германа Кона 1925 бум.кар.акв. цв.кар.72x54.5

 

А это мама – Аделаида Кон – тихая немолодая не очень красивая и не очень здоровая женщина. Она мягкая, заботливая и внимательная. Конечно поэтому ее дочь такое чудо. Мы не знаем, каков ее муж в семье, но, если крут, то она может и защитить  детей, но, похоже, что это не нужно. Хороший портрет.

Это портрет грузинской княжны Элисо  Дадиани одной из грузинских красавиц-княжен, чьи портреты С. Сорин писал в Тифлисе.

75 Портрет княжны  Элисо Дадиани 1919 бум.акв.карандаш.ГТГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Она была фрейлиной при российском императорском дворе, она была музой великого грузинского поэта Галактиона Табидзе, который посвятил этой красавице много стихов. Есть стихи других поэтов, посвященные и вот этому портрету. И это потому, что на портрете ее красота, величавая грация и ее характер изображены правдиво, поэтично и —  навеки.

76.1  Княгиня Чолокаева-Мелита Чолокашвили 1927г. темпера на картоне 90x68 Музей Fine Art Тбилиси -

А это лицо другой княжны – Мелиты Чолокашвили. В Тифлисе она была еще девчонкой капризной и избалованной, и она убежала от художника, не выдержав нескольких сеансов. Однако много позже в Париже  они снова встретились, и портрет был написан. Это был другой портрет, и это была уже другая женщина. Она была еще красавицей, но горечь жизни поубавили ее спесь, хотя гордость осталась, и она была благодарна художнику за то, что он умел подчеркнуть неординарность и глубину ее личности.

Княжна Мери. МарияПрокофьевна Эристова-Ширвашидзе-Чачба — 1920 г. фрагмент

А эта красавица была музой самого художника. Это княжна Мери Ширвашидзе – Эристави – Чачба. Сама абхазского царского рода, она тоже была фрейлиной при российском царском дворе. Однажды во дворце  вместо того, чтобы наказать юную Мери за оплошность, царь Николай II только и смог сказать ей: — Грешно, княжна, быть такой красивой. —  Художник всюду возил этот портрет с собой до самой смерти, а потом его вдова подарила его жене Великого князя Монако Грейс Келли, которая повесила портрет у себя в спальне. Вставая по утрам, она сначала смотрела на портрет, а потом в зеркало, видимо, считая его эталоном красоты.

А  этот портрет я нашел в заштатной галерее, где на нем почти ничего не было видно, т.к. он был в очень плохом состоянии. Электронными средствами удалось  выявить вот это лицо, которое меня потрясло. Какое горе переживает эта женщина? Как мужественно она держится! Это один из ранних портретов работы Савелия Сорина, написан он маслом, и поэтому из-за плохого хранения потемнел. Методы придать ему первоначальный вид есть, нужны немаленькие деньги на реставрацию. Позже я узнал, что это портрет артистки императорских театров  Домашевой. И это пока все.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

 

 

66.1 Портрет Соломона Льовича Полякова-Литовцева 2-я обложка газеты -Жар-Птица-1921-1926

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совсем другое лицо – это Соломон Поляков-Литовцев – журналист, эссеист, критик, высланный  большевиками в 1920 году из России. Горькие складки около губ, сжатых, как от постоянной боли, умные печальные глаза. Этот человек много знает, много пережил, но не сдался.

Нет конца разнообразию человеческих характеров и человеческих лиц. Вот еще одна американская актриса театра и кино. Понятно, почему чаще других  к художнику приходят именно актеры: ведь это им особенно важно видеть, как они выглядят со стороны. Это Лилиан Гиш – прославленная еще со времен немого кино она прославилась и в звуковом, играла и нежных красавиц, и подруг суровых ковбоев, проституток и патриоток, героинь Чехова и Достоевского. Она получила награду « Почетный Оскар» и множество других наград. Но прославилась она еще и тем, что получила кличку «Богомол». Богомол это такое страшное большое насекомое, самка которого отгрызает голову своему самцу. Мне не пришлось прочитать что- либо о таких подвигах  Лилиан, но посмотри на портрет – видишь, что в ее лице, несмотря на потрясающее сходство и повадку знаменитости, есть, и правда, что-то от богомола. Живя в Америке, художник, конечно, знал о прозвище. Мы видим это.

118 Портрет Лилиан Гиш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллега  Лилиан Гиш Роза Штерн никому не отрывала головы, она не была так знаменита, хотя была очень хорошей актрисой, но ей не так везло. Ей доставались острохарактерные роли, иногда граничившие с гротеском. Она исполняла их с мастерством и грустным лиризмом Чарли Чаплина. Вызывать смех сквозь слезы – вот было ее амплуа. Но, как всякой женщине, ей хотелось  другого: и лирических ролей, и лирических отношений. Ей хотелось, чтобы хоть кто-нибудь заметил не ее сценическую маску, а ее настоящее лицо. Смотри, как она на нас смотрит: здесь и грусть и надежда, и ожидание. Художник Савелий Сорин, как мы видим, это заметил. Я не знаю, повезло ли ей.

121.1 портрет миссис Розы Курт Штерн бум.акв.чернила, цвет. кар., мелки 54x43 1941

129.1 Портрет девушки со светлыми волосами м. на доске 25x17

Этот портрет называется «Девушка со светлыми волосами». Ничего об этой девушке мне не известно, но можно с уверенностью сказать, что, уж точно, она не актриса. Смотри, какой у нее прямой и простодушный взгляд, лицо нисколько не накрашено, брови не выщипаны, в ушах простенькие деревенские сережки. У нее настоящие густые золотые волосы. Вот и фон художник выбрал золотой. Похоже, что это простецкое, но свежее, как наливающееся яблочко, лицо казалось мастеру драгоценностью на фоне очень многих написанных им лиц.

137 Казачка 1937х.м.84X74Донецк N1361

Среди картин, где не фигурируют люди искусства, науки или сильные мира сего, есть один замечательный, и еще, я бы сказал, — ностальгический  портрет, называется он «Казачка». Давай всмотримся в это лицо. Она из тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Гляди, как смотрит она исподлобья, из-под «соболиных» бровей: она насторожена и не сразу верит людям. Но, если она поверит, полюбит, то – открыто, сильно, навсегда. Цельность натуры и чистота – вот качества, которые художник подчеркивает в этом портрете, потому что ценит их больше всего.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Портрет «Партизанка» написан в 1945 году сразу после победы в войне с фашистами, написан он в Америке, где жил пожилой уже художник. Во время войны он посылал немалые деньги на покупку вооружения, посылал краски и другие материалы художникам России, работавшим на победу. И когда она совершилась, он и его друзья как-то хотели отметить это важное для них событие. Друзьями художника была семья Ф.И.Шаляпина, и вот дочь певца Дасия позировала, а Савелий Сорин написал образ одной из победительниц – партизанки так, как они себе ее представляли. Никогда художник не видел партизанок, а видел он в молодости большевичек в кожанках, вот партизанка и наряжена у него в кожаную куртку. Свеженькая розовая кофточка тоже сомнительна для партизанки, как, наверное, и цветастый платок, но не это главное. Портрет написан с низким горизонтом, т. е. так, чтобы зритель смотрел на персонаж снизу вверх, как и подобает смотреть на героев. Героиня гордо глядит направо через плечо, и во всей ее позе сквозит спокойствие, уверенность и торжество, и торжественно и громко играет гармонь.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Последний и самый любимый мной портрет. Это тоже актриса. Ее зовут Вера Тищенко. Это тоже один из ранних портретов. Все это несущественно, но я пишу все это потому, что не умею сказать главное. Я не знаю, как это сделано. Почему эти слегка воспаленные от слез или бессонницы серые глаза глядят мне в самую душу? Почему эта чуть склоненная головка с неидеальным овалом лица и чуть подкрашенными щеками и губами так волнует? Какими приемами художник сделал так, что это лицо, будто с полотен великого Боттичелли, притягивает и пленяет меня? Не знаю, не понимаю. Знаю только, что это и называется мастерством.

Перейти к дополнительной галерее >>

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий