Галерея

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

 

Портретная живопись — это самый сложный вид изобразительного искусства, если сложность определять тем количеством нервной энергии, который должен затратить художник на создание, а зритель, чтобы до конца понять — «прочитать» — такое произведение. Особенно возросла эта сложность в конце девятнадцатого — начале двадцатого века, когда общество стало проявлять пристальный интерес к психологическому строю личности и требовать, чтобы не только внешний вид модели, но и эти качества были отражены в портрете.

Для художников при этом возникла даже, казалось бы, парадоксальная ситуация. Если раньше было достаточно зафиксировать и сохранить внешний вид человека, обозначить его общественный статус, взаимоотношения с окружающим миром, дать характеристики занятиям, привычкам, способностям и возможностям, то с рубежа двадцатого века этого уже было недостаточно — надо было, видимыми средствами, находящимися в распоряжении художника, изобразить психологические — невидимые качества. 

Хотя и встречаются люди с «говорящими » лицами или те, у которых «на лице все написано», все-таки для большинства из нас надо сначала «пуд соли съесть», прежде чем узнать главные черты характера или, как говорят специалисты, психологическую структуру личности. Ученые-психологи, врачи-психоаналитики длительными исследованиями изучают эти важнейшие и самые сложные свойства человека. Писатели многими словами в толстых романах, создаваемых годами, показывают нам характеры героев.

Но вот, с древних времен изредка встречались художники, которым удавалось сравнительно быстро создать портрет, показывающий нам «душу», то есть — психологическую структуру личности портретируемого, отражая целый комплекс порой трудноуловимых черт. У нас при этом появляется возможность, не «сьев пуда соли», составить себе некоторое представление о личности изображенного человека, даже, если его уже нет на свете. Те мастера, у которых такое получалось хорошо, считаются выдающимися портретистами сейчас, их так называли в прошлые века и отличали в древности. Вспомним фаюмские портреты. Это были атрибуты похоронного культа в Египте две тысячи лет назад. Тогда была непреложная необходимость положить на мумию такой портрет умершего, чтобы, как тогда верили, его душа, возвращаясь в тело, могла бы его найти. Сейчас, глядя на эти покрытые восковыми красками ветхие доски, мы с изумлением видим, что среди них есть портреты настолько «психологические», что душа умершего, конечно, «не промахнулась бы».

 А. Н. Бенуа оставил нам список имен  лучших художников-европейцев, обладавших такими способностями: Ван Дейк, Беллини, Дюрер, Рафаэль, Тициан, Тинторетто, Рубенс, Рембрандт,  Франс Хальс, Б. ван дер Хельст, Гольбейн (во второй половине своей деятельности), Морони, Веллард, Лашло, Сарджент, а из русских мастеров:  Левицкий, Брюллов, Кипренский, Репин. Крамской, Серов, Врубель (114. Л. 2 — 2 об.). Их он называет «природными портретистами», и к ним же А. Н. Бенуа относит и Савелия Сорина: «и он принадлежит к семье «природных портретистов» – это несомненно, так же, как и то, что его творчество является одним из самых центральных памятников начала ХХ века. » (114. Л. 5).

Это —  дополнительная глава книги. Она написана потому, что, как я считаю, есть необходимость научить молодых людей «читать» портрет. Я хочу помочь им: вместе посмотреть и «прочитать» некоторые любимые мной работы Савелия Сорина. Поэтому эта глава написана как обращение к начинающим постигать этот очень не простой вид искусства.

———————————————————-

Почему люди, стоя у портретов С. Сорина, говорят, что о некоторых из них можно написать целый роман? Подождем с ответом. Сначала посмотрим несколько портретов. Вот, например, давай, рассмотрим портрет балерины Тамары Карсавиной.

5.26 аПортрет Т.Карсавиной 1915 картон пастель восковой мелок 57,15х43,18

Она смотрит на нас таким «медленным взглядом», проверяя, должное ли впечатление на нас произведено: остолбенели ли мы, как и все предыдущие, от ее красоты, от этой лебединой шеи, от грации этих хрупких плеч, от этих нежных губ и овала лица. Волосы ее скрыты сеткой для парика, но это неважно, это такая мелочь, вот и художник не стал ее вырисовывать, а только наметил, ведь ничего театральный парик не может добавить к ее лебединому образу, истинному, а не театральному.

Это очень успешная женщина, и, правда, я знаю, —  очень хорошая, трудолюбивая и творческая балерина, самостоятельно создавшая многие незабываемые образы. Она блистала и на сцене столичного Мариинского татра, ее «носили на руках» в богемном кабаре «Бродячая Собака», она была одной из самых прекрасных балерин в анрепризе Дягилева «Русские сезоны» в Париже, и в балетах великого Фокина в Гранд Опера, и на балетных сценах в Лондоне. Знатоки «Серебряного века» говорили, что ее танец олицетворял декадентскую суть зтого времени:  хрупкую утонченную красоту на краю гибели целого мира.

Но и не на сцене, а просто на людях она продолжает играть роль беззащитной нежной пастушки и принцессы, красота которой, естественно, заставляет любого потерять дар речи и пасть к ее ногам. В те времена многие балерины, пользуясь своей неотразимостью, становились женами великих князей, крупных финансистов или промышленников. Но Таточка (как ее называл А. Н. Бенуа)  была другой — ей были интересны художники — и, хотя ее первым мужем стал скромный чиновник В. Мухин, он был, тем не менее, тонким художником в душе и ценителем искусства. Потом к ее ногам пал художник и фотограф А. Эберлинг, ею был увлечен и Савелий Сорин, а потом — прекрасно рисовавший и бывший эрудитом в искусстве сотрудник британского посольства Г. Брюс, чей портрет С. Сорин писал почти одновременно с тем, что мы рассматриваем.

Вместе со своим вторым мужем —  английским дипломатом Г. Брюсом она уехала из революционного Петрограда и увезла этот портрет (точнее, его вариант, выполненный пастелью на доске). Другой вариант — акварельный —  С. Сорин оставил себе и позже увез его в эмиграцию, может быть, чтобы не расставаться с этим образом. А Тамара Карсавина из благополучного Лондона посылала посылки с едой своему бывшему мужу Мухину, оставшемуся в России. Из-за этого его допрашивали в ЧК потм в НКВД, и он, чуть было, не попал в шахты на Колыму. Некоторым людям достаточно этого портрета и этой истории, чтобы начать писать роман.

Принцесса Туркеска 1934г. 66х66 бум. х.кар. акв.

А вот другой портрет. Называется он «Принцесса туркеска», то есть на современном языке – турецкая княжна. Это — прозвище. Звали ее княжна Мария Александровна Туркестанова. Происходила она из древнего грузинского рода Туркестанишвили, известного с ХV века. С Петровских времен эта семья служила России, ее члены были и военными, и священнослужителями. Они имели множество наград за службу. Жених принцессы был офицером добровольческой Белой армии и погиб в Гражданскую войну. Вторую часть жизни принцессе пришлось провести на чужбине. Прямота, стойкость и несгибаемая гордость «читаются» в этом портрете. Вот еще одна история — романтическая и трагическая одновременно.

 Портрет М.Горького 1902 х.м.77.5Х95.3

Посмотрим на портрет Максима Горького ( А. М. Пешков). Это —  1902 год,  С. Сорин еще студент Императорской Академии художеств и ученик И. Е. Репина.  М. Горький был тогда начинающим провинциальным писателем, причислявшим себя к выдвигавшейся тогда группе «самородков из народа» — не из помещиков, чиновников или купцов, а из бедняков – из юродивого «народа-богоносца». Это было великое романтическое время русского Модерна (взглянуть, хотя бы, на псевдонимы писателей этой группы: Безродный, Скиталец, Бездомный, Голодный, Бедный, Горький). Максим Горький (он, правда, был из семьи мелких торговцев) в те времена еще только формировал свой имидж. Делал он это ревностно – ведь от этого зависел его будущий успех.  Несколько живописцев — и среди них И. Е. Репин и М. В. Нестеров уже пытались написать романтический портрет писателя, но, видимо, что-то не нравилось, и дальше эскизов дело не шло. Друг Горького С. Скиталец привел к нему талантливого юношу, чтобы тот написал «правильный» портрет. Портрет получился прекрасный: видна крепкая репинская школа – сочный, яркий мазок, персонаж вылеплен рельефно и точно, а композиция портрета подчеркивает вдохновенность и «природность» этого волжского писателя. Но посмотри в его глаза: правый смотрит открыто, с некоторой даже болью за страдающий народ, а левый (он в тени) — настороженно, он даже чуть прищурен – получится ли у этого парня то, что нужно. Получилось, и, конечно, не нарочно вышло то, о чем я написал, просто у портретируемого было такое состояние, а портретист заметил, и тут же это появилось на полотне.  Это одна из главных черт таланта художника С. Сорина: он умеет увидеть и отразить даже затаенные, тонкие черты личности портретируемого.

Портрет О. Б. Монасевича 1906г. х.м.158x90

А  этот портрет написан в России в 1906 году. Это банкир О. Б. Монасевич. Смотри, как он в себе уверен, и в том уверен, что он вправе командовать  людьми, повелевать, потому только, что он богат. И поэтому он может, наверное, и заорать на человека. Сейчас он не орет, а что-то тихо говорит художнику, наверное, дает указания, как писать, но может и выпучить глаза, и накричать, если что. Художник это видит и показывает нам. И мы также видим, что персонаж мастеру совсем не симпатичен.

Это портрет Шаляпина. Все знают Федора Ивановича, его голос, созданные им оперные персонажи.

Шаляпин Ф.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаляпина в разных видах изображали множество раз. В потрясающе спетой и сыгранной им партии Бориса Годунова этот персонаж говорит:  «Достиг я высшей власти. Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет в душе моей».  Вот в такой, кажется, психологический момент художник здесь изобразил самого Шаляпина. С Савелием Сориным они дружили с юных лет, и художник знал его не только как великого и достигшего вершины славы певца, но и как любителя поозорничать и крепко выпить, поговорить по душам, посидеть у костра и половить с азартом рыбу в сельской речке, знал как простодушного и обидчивого человека, знал как щедрого и сорящего деньгами, и как скрягу, вымогающего каждую копейку у администрации театра. И во многих еще ипостасях художник видел этого человека, но посчитал необходимым изобразить певца так, как ты это видишь. Потому что – это «главная правда». Умение ее найти среди множества других черт — это тоже важное свойство художника.

А вот портрет другого человека. Он актер. Он улыбается.

Портрет актера 1934г

Но какое резиновое лицо! Точнее, это подвижная улыбающаяся маска, приросшая к  невидимому для нас лицу. Он уже пожилой, вон — седина и лысина, и одрябла кожа, а вершина успеха не достигнута. И достигнута не будет, это ему очевидно и горько. Но он привык смеяться на сцене, как бы плохо ни было на душе, вот, он смеется и сейчас. Но посмотри, —  глаза не смеются. Лицо кажется веселым лишь на первый взгляд. Вот, уж точно, трагедия Пьеро: тот должен был смеяться на сцене, хотя злой Арлекин похитил у него возлюбленную – Коломбину. А этот делает вид, что смеется в жизни, хотя злая жизнь лишила его надежд. На этот известный со времен средневековья сюжет  написан уже не один роман. Но в этом портрете он отражен другими средствами и очень лаконично, и концентрированно.

А вот тут трагедия нескрываемая. Это портрет трагической киноактрисы Наталии Кованько. Она посажена художником в «изломанной» позе – не метафора ли это изломанной жизни.

Портрет киноактрисы Наталии Ковнько 1923 х.м. Донецк

Она была успешной соперницей Веры Холодной, успешно эмигрировала во Францию после 1917 года, успешно вышла замуж и даже снималась в кино у своего мужа-режиссера. В жизни актриса была веселым человеком, но она не переставала чувствовать себя чужой в чужой стране, где ее талант был не очень-то нужен, где никак не заводились новые друзья, а до старых – было дальше, чем до Луны. Это особенно было тяжело потому, что она любила посмеяться с друзьями, поговорить по душам, но случалось это все реже. Посмотри на ее лицо – слезы: висящая на ресницах после разговора с художником и текущая по щеке, —  не притворные. Видно, что трагедию этой женщине играть не надо – трагедия теперь вся ее жизнь. Художник увидел это даже под ее напускной веселостью во время позирования и сумел показать. Эта судьба тоже сюжет для невеселого романа.

7.2.Портрет киноактрисы Наталии Ковнько 1923 х.м. Донецк

 

А вот внизу портрет архиепископа Ярославского и  Ростовского Алексия. Он, вроде бы, начальник над духовной жизнью православных большого старинного российского района. Он знает, что всем им — русским православным можно, а что нельзя. Он может осуждать и наказывать их за грехи. Он должен быть непререкаемым духовным авторитетом. Он аскетичен, непреклонен и суров. Это он так хочет себя нам представить — так он позирует художнику. Но посмотри в полуприщуренные настороженные глаза этого молодого человека. Ярославская и Ростовская епархии давно остались в далекой разрушенной войной России. Там земля еще дымится, там осиротевшие дети вместе с женщинами впрягаются в плуг, чтобы выжить, там выжившие воины возвращаются на пепелища, чтобы начинать строить жизнь заново. А здесь (портрет-то  написан  в Америке и уже через год после Второй Мировой войны), здесь  совсем другой народ, другая жизнь — сытая, богатая. Соблазны… И здесь он мало для кого авторитет. Он боится, чтобы не стало видно, как ему обрыдло играть роль — роль владыки несуществующего прихода — лицемерить. Он боится, чтобы из его сжатого рта не выскочило неподобающее слово.

Портрет архиепископа Ярославского и  Ростовского Алексия

Притворяться  трудно. Надо все время быть начеку, и вот поэтому в его лице нет подобающих священнику благости и спокойствия. Слава богу, что он спасся от ужасов войны, но тепрь он уже не может кого-то учить — он не автортет в вопросах морали.

147 Потрет архиепископа Сан-Франциско И. Шаховского 1950  бум. на х. смеш. техн.64х48        ГТГ

А это архиепископ Сан-Франциско Иoанн ( Игорь Шаховской) в то же, примерно, время – 1950 год. Этот человек на своем месте — он еще до войны прислан церковью «окормлять» здешнюю немногочисленную диаспору провославных. Он — князь по происхождению (князь Шаховской), и то, что называется, «князь церкви».  Он  — проповедник, теоретик богословия, знаток библии. Есть ли ему дело до мелких забот и горестей паствы? Здесь, в картине, явно художник имел в виду библейскую метафору: священник – ловец человеческих душ. Смотри, руки у него сложены так, будто он поймал… муху, это метафора его отношения к пастве. А лицо! Он пытливо и воровато смотрит, не увидели ли вы, что он лишил «муху» свободы, не будете ли возражать. Потрясающий портрет, и, похоже, что художник не любил тех попов, чье пренебрежительное отношение к пастве и ханжество стало ему очевидно.

Женщина в черном 1932г()_.(Портрет Вирджинии Черрил). 1934 г. х. м. 89Х73. Монако. "Town & Country" 15.02.1935

Женщина в черном. 1932 г. (портрет Вирджинии Черрил). 1934 г. х. м. 89 Х 73.  «Town & Country» 15.02.1935. Княжеская коллекция. Монако 

Этот портрет занимал в 1935 году целую страницу одного из самых популярных в Америке журналов  «Town & Country». Неудивительно, ведь, это «девушка Чарли Чаплина» — актриса, сыгравшая главную женскую роль в одном из самых популярных его фильмов: «Огни большого города», — сентиментальном и трагическом, «разрывавшем душу» каждого, кто смотрел эту притчу про «маленького» человека в бездушном мире. Там она играет юную слепую девушку-цветочницу, кудрявую, ангельски красивую и добрую, простодушную, нежную и беззащитную. Но посмотри, что разглядел художник в этой женщине, когда она не играет роль. Она решительная, волевая и закрытая. О простодушии не может быть и речи. Она смотрит на нас и оценивает произведенный эффект, даже как будто прицеливается (это впечатление оттого, что у нее немного прищурен левый глаз). Боюсь, что в этом образе есть даже что-то циничное. Она красива и эффектна. Идеальная кожа лица и шеи оттеняется черным платьем, и красные бусы подчеркивают яркие губы. И все это непременно должно быть оценено по самым высоким расценкам. Бизнес — есть бизнес. Сентиментам тут нет места. Плати, и она примет любой заказанный образ. Художник не мог не отразить то, что ему открылось. Это так противоречило тому, что все видели на экране, что портрет не мог не вызвать сенсацию. 

 

Мона Харисон Уилсон-Бисмарк. 1929. Бумага, наклеенная на холст. Смешанная техника. ВариантыМона Харисон Уильямс-Бисмарк. 1929. Бумага, наклеенная на холст. Смешанная техника. Варианты

Это еще одна «девушка с обложки журнала» Town & Country», точнее, это два варианта портрета знаменитой модницы  Моны Трэвис Страдер-Харисон Уильямс, названной в 1933 году светилами мира высокой моды «Самой хорошо одетой женщиной мира». И первый из этих портретов (в черном), действительно был воспроизведен на обложке этого популярного журнала. Она была «самой фотографируемой женщиной мира». Став в 1926 году женой  Харисона Уильямса, она сделалась «самой богатой женщиной мира». Прозрачные большие светлоаквамариновые и необычно широко расставленные глаза, посеребренные волосы и идеальная фигура дополнялись у нее безупречным вкусом к любым вещам, которые могли окружать очень богатую женщину. Яхты, дома, виллы и шале, она покупала, как женщины покупают «шпильки для волос». Она привозила во вновь купленные дома в разных странах не только зкстровагантную обстановку, но и свои портреты, созданные Сальвадором Дали и Савелием Сориным. Это была еще и «самая тщеславная женщина в мире». Это последнее и решительный характер толкали Мону Харисон Уильямс (позже — леди Бисмарк), не только блистать на страницах модных светских журналов, но и делать бизнес с самыми выдающимися кутюрье и домами мод.

Савелию Сорину эта женщина была интересна сочетанием красоты и решительности делового американского характера с утонченным вкусом, что предполагало интеллект. Но, написав портрет Моны в черном платье, он испытал разочарование: красота, осанка, изящество получились, но вместо интеллекта он увидел жесткость, холодность и пустоту. Решив смягчить образ, он принялся за другой портрет — в белом платье, и тот не понравился ему еще больше. Красота получилась, но таплота и интеллект — нет. Видимо, их не было у модели, и с этим художник ничего не мог поделать. Но самой Моне Харисон Уильямс понравились и тот, и другой портреты, и она настояла, чтобы художник отдал ей их оба. В дальнейшем она украшала ими свои дома, фотографировалась на их фоне, и ее не останавливало то, что автор портретов не был ими доволен.

 

Портрет князя Сергея Оболенского. 1917 г.

Портрет князя Сергея Оболенского. 1917 г.

В Крыму Савелий Сорин создал  портрет молодого гвардейского офицера с Георгиевским крестом на груди. У того не было денег заплатить за портрет, и художник сделал его бесплатно, сказав, что предчувствует, что такой тип русского офицера скоро исчезнет. Они часами беседовали, подружились и много позже в книге своих воспоминаний князь С. Оболенский написал, что почувствовал в Савелии надежного, думающего человека. Но, давай посмотрим, а что сам художник думал про этого — тогда совсем юного — офицера. Видно, что это прямой, несгибаемо стойкий, благородный человек. Он спокоен, хотя и насторожен. Для него чувство долга сильнее страха. Дальнейшее показало, что художник был прав. В Америке, где князь оказался в эмиграции, он создал Спецназ, тренировал десантников, и за мужество и отвагу был трижды награжден медалью «Пурпурное сердце» — такой же почетной наградой, какой был в России крест «Святой Георгий». 

Портрет князя  Сергея Оболенского.1924 г.

Портрет князя Сергея Оболенского.1924 г.

 Во втором, написанном уже в эмиграции, портрете С. Оболенского, мастер отметил и решительность, и бесстрашие, но и боль, и тоску по Родине как черты именно русского характера. И чтобы подчеркнуть это, он написал сзади типичный русский пейзаж с церковью на осеннем холме над широкой рекой. 

Дальше будет карандашный портрет Н. Н. Евреинова – актера, режиссера, сценариста, публициста и писателя, в общем, —  человека, принадлежавшего к интеллектуальной элите. Художника С. Сорина всегда тянуло к таким людям, особенно в начале пути, он ощущал у себя нехватку общей культуры, эрудиции – всего того, что дает воспитание в образованной семье, ведь его воспитывала улица. Он понимал, одного таланта мало, и рад был общению с такими людьми. Мастерская художника в Петербурге находилась на набережной Екатерининского канала, а напротив на другом берегу был театр «Кривое зеркало», где служил Евреинов. Мост, соединявший берега, был рядом, и уставший Евреинов часто заходил в мастерскую, где его встречал теплый прием, отдых, вкусный чай и заинтересованный, доброжелательный слушатель. Там и был нарисован приведенный ниже портрет. Художник хотел вскоре по этому эскизу написать большой портрет маслом. Но не написал. Он сам не понимал, почему – ну, «не шла рука», и все. Он даже не подозревал тогда, что гораздо позже Евреинов об этих визитах в мастерскую к художнику (и не только к нему)  напишет в своей книге « Оригинал о портретистах» статью, в которой самолюбование переплетено со взглядом свысока на радушного хозяина мастерской и даже с некоторой насмешкой над ним, плохо скрытой под неумеренными похвалами. И не то, чтобы ему было хоть чем-то нехорошо во время этих визитов, – наоборот – просто этот «оригинал» был из той категории людей, которые «ради красного словца сдадут и родного отца». Интуиция художника, ничего еще не знавшего, подсказала ему нечто, не позволившее написать большой портрет. Посмотрим, не видно ли это  «нечто»  в эскизе.

58.1 Потрет Н.Н.Евреинова

 

Художник рисовал красивого, артистичного, интеллектуального человека. Но смотри, этот чуть искривленный рот может зазмеиться в кривой ухмылке. Этот холодный взгляд,- он наблюдателен, но не доброжелателен, лицо отчужденное, другой человек для него —  не ценность. Рисунок мастерский, но вот, большой портрет…  не вышел. Так бывало и потом — осознав, что ему открылось в процессе общения с моделью нечто очень плохое в чертах ее личности, художник отказывался продолжать дальше, несмотря ни на какие уговоры или деньги.

 Портретхудожника Н.Д. Милиотти 1914 . х. м. 60Х52.частная коллекция СПб

А вот этот портрет, в отличие от предыдущего,  был написан маслом  и — с успехом. Это художник Н. Милиоти — один из основателей объединения художников «Голубая роза». Его бледное лицо и белая блуза на фоне белой стены даны специально так, чтобы подчеркнуть пронзительный взгляд черных глаз из-под черных бровей, черные волосы  и черные бороду и усы и ярко красный рот. Ну, просто гипнотизер! Красавец-гипнотизер — повелитель душ — женских душ. Это замечательный, острохарактерный, красивый и не без легкого дружеского юмора портрет.

84.1 Портрет писателя А. Толстого 1921 ,Бум. ,смешаная техн. 45x50 Собрание Рене Герра Франция

А вот тут роман, пожалуй, написать не удастся — слишком рано. Это еще только 1921 год — самое начало эмиграции. Да и сам этот молодой человек способен писать романы — это граф Алексей Николаевич Толстой. Впрочем, романы — это в будущем, а пока — только повести. То, что он — граф, тоже подвергали сомнению такие люди, как И. Бунин, Р. ГульН. Берберова и др. Но, возможно, они были пристрастны из-за недовольства тем, что он вернулся в СССР,  чтобы стать там «главным писателем». Глядя на портрет, про него можно только сказать, что это думающий и закрытый человек. Ну, может быть, немного — сластолюбец. А возможно, я вижу это потому, что знаком с его дальнейшей биографией. Мне известно, что советская власть в те времена, стараясь добиться признания за рубежом, посылала в европейские страны «агентов влияния» с задачей склонить к возвращению на родину известных деятелей культуры. М. Горький, И. Куприн, М. Цветаева вернулись, и каждый рано или поздно испил горькую чашу бездушия, бескультурья и бессмысленной жестокости. А. Толстому предложили место «главного писателя», когда Горький, не вынеся роли «витринного генерала» от культуры, начал слабо  сопротивляться. Вернувшись, А. Толстой стал «красным графом», пользовался невиданными льготами, жил в свое удовольствие и был эпикурейцем, пирующим за обильным столом, среди голодающего народа под выстрелы уничтожения интеллигенции и самой культуры в бывшей России. Он переделал свои произведения, написанные в эмиграции, и написал много новых, талантливых романов и повестей, за что получил целых три Сталинских премии первой степени. Возможно, кто-то и напишет правдивый роман об этом талантливом романисте, но портрет , который в 1921 году написал Савелий Сорин, будет тут ни при чем.

Далее мы будем рассматривать портреты королев.

Вот один из них. Вернее, здесь она еще не королева, а принцесса Эдинбургская Елизавета, которая пригласила уже известного ей художника писать свой портрет меньше, чем за месяц  до свадьбы. Позже она станет ныне царствующей королевой Великобритании Елизаветой II.

48 Принцесса Елизавета- сейчас королева Великобритании- 1948 бум. акв. 133x112  Кларенс-хаус Лондон

Она очень женственна,  спокойна и непроницаемо закрыта. Она уже знает, что будет королевой. Портрет этот она полюбила и разрешила художнику даже показать его на выставке в США, а через много лет по моей просьбе сама распорядилась прислать его изображение мне.

А второй портрет написан художником за 25 лет до первого. Это мать Елизаветы II, тоже Елизавета, и в этот момент она еще принцесса Йоркская. Вскоре она выйдет замуж и станет королевой Великобритании Елизаветой Английской после того, как ее муж станет королем Георгом VI, после смерти которого королевой станет их дочь, а она получит титул «королева-Мать».

портрет девушки со шляпой-Елизавета  -H M Queen consort E lizabeth Bowes-Lion Королева-мать , тогда- принцесса Йоркская  1923г бум. акв.133x112 Кларенс-хаус Лондон

Это совсем другая личность: она открыта, непосредственна, очень женственна, но при этом не уверена в себе, даже беззащитна, но надеется, что окружающие не сделают ей ничего плохого. Благожелательность и теплота этой молодой женщины трогает зрителя и по сей день. Потрясающий портрет! Это одна из вершин в творчестве художника. Не удивительно, что он был самым любимым у Королевы-матери всю ее стодвухлетнюю жизнь.

Сейчас портрет королевы Елизаветы II, как и портрет ее матери, украшает  библиотеку королевского дворца Кларенс Хаус в Лондоне. Они одинаковы по размерам и заключены в одинаковые рамы, но какие разные женщины глядят на зрителя с этих портретов! Непосредственная, открытая, немного не уверенная в себе и очень милая будущая королева-Мать контрастирует с женственной, но очень сильной, уверенной в себе и замкнутой будущей королевой Елизаветой II. На мой взгляд, портреты эти не только контрастируют, но и дополняют друг друга, показывая наглядно диапазон характеристик личностей, которые смог показать художник Савелий Сорин, выполняя труднейшую задачу изображения королевских особ. Трудность, о которой я говорю, это, обычно,  не техническая трудность, а — «политическая». Художник, взявшийся за такой портрет, как правило, боится вызвать неудовольствие своей  модели или ее грозного окружения. Поэтому большинство портретов коронованных особ — кроме тех немногих, которые были сделаны великими художниками, — маловыразительные и не раскрывают, как правило, тонких черт личности модели, а дают зрителю стандартный официальный образ, «упакованный» в шикарный живописный антураж. Эти же два королевские портрета подчеркивают, что для С. Сорина главным была личность сидящей перед ним женщины, а то, что это будущая королева, отходило для него на задний план. И это тоже — коллизия для романа.

32.1 Философ Лев Шестов 1922 бум. на х. цв.мелки , графит 56.5x47.6 дар А. Сориной 1954г. Метрополитен муз.N5452 США

   Философ Лев Шестов. 1922 г. Бумага на холсте, цветные мелки , графит. 56.5 x 47.6

Это портрет знаменитого в свое время философа Льва Шестова. Я мало знаю о нем и о его философии, но характер этого человека нам ясен, он дан на этом портрете четко и выпукло. Это непреклонный спорщик, «особо ценные» мысли горят в нем и сжигают его. Он мгновенно может пойти на конфликт, если оппонент будет отстаивать неприемлемое для него мнение. Прозрачные  глаза его смотрят более «внутрь себя», чем наружу, и внутренний мир, мысли этого человека гораздо дороже ему, чем все, что происходит вокруг. Не в обиду ему будь сказано, на этом портрете в нем есть нечто от козла, готового забодать кого угодно. Но это не карикатура, и вызывает уважение и даже сочувствие. Портрет этот удостоился чести быть принятым в коллекцию самого престижного музея Америки — Метрополитен музеума. Писатель-классик И. Куприн считал этот портрет классическим, и говорил, что он, будто, создан рукой святого Луки.

А вот еще один спорщик. Это портрет Анатоля Дюбуа. Он сомневается, сомневается во всем, что заявляет его собеседник. И он не боится высказать эти сомнения вслух. Для таких, как Лев Шестов,  это очень полезный оппонент, т. к. на его тщедушное тело можно обрушить весь гнев и все доказательства, и только когда ему будет нечего возразить, положение можно считать доказанным.

146 Портрет Анатолия Дюбуа (мужчина в шляпе)  1942 бум. на х. акриловая краска    137х91    ГТГ

37.1 Портрет Александра Бенуа.1946

А это портрет художника Александра Николаевича Бенуа. Он патриарх огромного клана художников и архитекторов  Бенуа — Лансере — Серебряковых. Его эстетические принципы были непререкаемы для большинства российских художников того бурного времени, кроме, пожалуй, самых левых, которые призывали взорвать Лувр или сбросить Пушкина с корабля современности. Он один из создателей «Мира искусств» — одного из самых важных  объединений российских художников начала ХХ века. При этом он не делал деклараций, как было принято в те времена, не выступал со сцен разных модных заведений, жил тихо, небогато, писал пейзажи и рисовал костюмы и декорации для спектаклей. Это был мудрый человек, тонкий художник и художественный критик, эксперт и оракул. Савелий Сорин дружил с Александром Бенуа, заботился о нем во время войны и в тяжелые времена после войны, уважал и любил его, как отца. Это очень хорошо видно на портрете .

4. Графиня Ольга Орлова1917г

А вот другой характер, другая личность. Это портрет княгини Ольги Орловой. Она была одной из самых богатых женщин царской России, самой большой и капризной модницей и хозяйкой самого шикарного салона в Петербурге. Свой портрет она заказала одному из признанных лучших художников России – В. Серову, замечательному мастеру, писавшему царских особ, министров и богачей.

Серов написал прекрасный большой парадный портрет, где Орлова была изображена сидящей в кресле среди шикарного интерьера в богатом модном наряде и в большой шляпе.

После ста сеансов позирования княгиня взять портрет отказалась, заявив, что на портрете она выглядит слишком надменной, а шляпа важнее, чем она сама, и позже пригласила писать свой портрет художника Савелия Сорина.

Этот портрет она взяла, хотя выглядела на нем не менее надменной. Взяла потому, что художник разглядел и сумел отобразить не только внешнюю надменную маску, но и тревогу стареющей женщины, ее страх перед грядущим непонятным будущим, ее беззащитность перед надвигающимися и страшными событиями и —  одиночество. А, главное, ей важно было, что в центре внимания на этой картине была ее душа, а не интерьер и не шляпа.

145 Портрет девочки- художницы 1944 бум. смеш. техн.90Х71 ГТГ

Вот портрет девочки-художницы. Смотри, как она насторожена.  Она хочет, чтобы взрослый художник написал ее портрет, ей  это даже льстит, наверно. Она спинку держит прямо, как надо при посторонних, и как учила ее мама, но она впервые в такой ситуации: ее внимательно рассматривает чужой человек. Она не знает, как надо себя вести. И руку с кисточкой  он заставил отвести и так держать, а хорошо ли это?  А сидит она на фоне видного в окно зеленого сада, где стволики юных деревьев тянутся к небу, и сама она, как такое деревце. Если вспомнить «Девочку с персиками» В. Серова, то эта девочка – сама, как персик. Так чувствовал художник, так чувствуем и мы. И от этой картины так веет свежестью, которой, как сетовал В. Серов, ему не хватало, пока он работал над портретом той девочки.

Смотри, что получается: об этом персонаже нам ничего не известно, но, благодаря мастеру, который умеет передать, что он чувствует и видит, мы  через много лет и видим эту девчонку, и понимаем ее состояние.

Сейчас будет еще один портрет человека, о котором мне тоже ничего не было  известно, кроме фамилии: Сазонов.

148.1 Портрет А. Сазонова   1917 бум. смеш. техн.58х44

Попробуем узнать, глядя только на портрет, присланный из Третьяковской галереи без всяких пояснений, каков же этот Сазонов, а потом попробуем найти что-нибудь о нем в архивных материалах и, если будет возможно, сравним. Что мы видим прежде всего?

Этот волевой человек бледен, худ, и у него покрасневшие глаза. Если он не болен (больной вряд ли пошел бы к художнику), то он, скорее всего, много и невесело думает и много читает и, наверное, — по ночам. Я рискнул бы предположить, что это человек умственного труда — писатель или редактор, общественный деятель, ну, в общем, интеллигент, много знающий о людях, много и невесело  думающий и слегка уставший от этого. У него прямой взгляд и плотно сжатые губы. Если у него в результате раздумий появились невеселые суждения, то малознакомому человеку он их не выскажет. С близким же человеком он готов разделить и раздумья, и печаль. А печалей в его жизни, похоже, — очень много. Вот, что приходило мне в голову, когда я смотрел на этот замечательный  портрет. Надо было искать сведения, чтобы понять, угадал ли я.

Прошло три месяца после написания этих строк. Я был в Нью-Йорке в Публичной библиотеке и там  узнал, что это С. Д. Сазонов был министром иностранных  дел Временного правительства России, разогнанного большевиками в 1917 году. С. Д. Сазонов едва смог убежать в Крым и, наверняка переживал сильный стресс. Портрет написан в том же году , то есть, вскоре после этих событий. Ну что же, перечитав написанное, я считаю, что суть, переданная художником, угадана точно.

 Портрет М. Фокина.1928.ГРМ

Теперь всмотрись в это лицо. Это танцовщик и балетмейстер дягилевского балета Михаил Фокин. В дальнейшем он ставил и свои балеты в Гранд Опера в Париже. Это один из самых творческих художников балетного искусства первой половины ХХ века. На прекрасном портрете (смотри дальше)  он стоит в такой изящной одухотворенной позе, что некоторые  люди не вглядываются в его лицо. А того стоит, потому что художник сумел «ухватить» тот момент, когда в голове балетмейстера вспыхнула яркая творческая мысль, и он видит на сцене то, чего там еще нет, он видит новую балетную композицию и пытается оценить, хороша ли она будет, и стоит ли ей родиться на свет. И поза его хороша – смотри на указательный палец правой руки, вот сейчас  рука разогнется, и он будет указывать, кто из солистов откуда выбегает, где взлетает, кто, где и как кружится,  как должен строиться кордебалет, и возникнет волшебство и красота- ведь, это — Художник.

 Портрет М. Фокина.1928. Бумага, наклеенная на холст.Графитный карандаш, акварель, белила, пастель, лак.120 Х 102. ГРМ

Вот портрет еще одного  художника. Это — граф А. М. Ланской — представитель старинного русского дворянского рода и, тем не менее, последователь самого тогда модного и демократического художественного направления — абстракционизма.  С. Сорин не примыкал ни к одному из модных течений, но и не обличал и не клеймил их, как делали тогда многие. Он с уважением  и доброжелательно относился к художникам, независимо от выбранного ими пути, принадлежности к любым политическим течениям, религии или национальности.

90 Портрет танцовщика и хореографа Л.Ф.Мясина 1922 бум.на х.смеш. техн. 133x80 Донецк

 

90.1 Портрет танцовщика и хореографа Л.Ф.Мясина 1922 бум.на х.смеш. техн. 133x80 Донецк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В облике Ланского его привлекла необычность — «инопланетность» лица этого человека, что мы хорошо видим на этом портрете.

 

40.2 Портрет А.С.Лурье 1943бум. на х. смеш. техн. 138x92 ДонецкNгр 2321

А это Артур Лурье – композитор, щеголь, остроумец и кумир чуть ли не всех женщин Серебряного века. Весь этот характер тут виден. Это эстет, тонкий чувствователь и ценитель прекрасного, но и язвительный высмеиватель всего негармоничного, неизящного, серого. Он сноб и позер. Но этих слов мне, явно, мало, чтобы передать все то, что зафиксировал автор портрета. Есть еще многое, что видно в этом сложном характере, но нужен не меньший, чем у автора, талант литератора, чтобы это высказать словами.

 

Савелий Сорин много общался с Артуром Лурье, особенно — в Америке, несмотря на отпугивающие других некоторые стороны его характера. Лурье был, несомненно, талантлив, а для Сорина это было главным и решающим.

Артур Лурье очень заботился о том, как он выглядит со стороны. В разное время С. Сорин трижды писал его портреты, и этот —  самый выразительный из них.

Глазами аквамаринового цвета смотрит на нас эта узнаваемая старшим поколением знаменитая киноактриса Вивьен Ли.

54.1 портрет Вивьен Ли-х.м .47.5x46...

Здесь она уже больше десяти лет, как сыграла свои главные роли в фильмах «Мост Ватерлоо» и «Унесенные ветром» и все еще очень хороша. Она знаменита, богата, замужем за популярным в прошлом актером, а ныне лордом Лоуренсом Оливье, привыкла к поклонению. Ей немного скучно, немного горько оттого, что уходит бурное прошлое. Она была дружна с Савелием Сориным и откровенна с ним. И все это мы видим на портрете. Портрет не закончен и не датирован. Атрибуция, данная на аукционе (портрет там датирован 1930-ми годами), как я считаю, ошибочна. Возраст модели, отчетливо читаемый в портрете, говорит, что это или конец 1940-х или начало 1950-х годов.

57 портрет Павла Николаевича  Милюкова 1922 х.м.46.4x38.1

 

А это бывший глава партии Конституционных демократов в России Павел Николаевич Милюков. В России это был очень важный господин, в Государственной думе он произносил пламенные речи, готовился вершить судьбы людей, а тут в Париже (где написан портрет) он —  никто, даже не «нищий белогвардеец» — те хоть объединились в союз, а его туда не приняли – он штатский.  Так и кажется, что он сейчас, как Киса Воробьянинов, протянет ковшиком ладошку  и скажет на ломаном французском: «Месье!  Же  не манже па сис жур». Его жалко, и за него неловко.

101.2 Портрет Элис - mrs Pierre Du Pont 1920-е

Рассмотрим внимательно портрет этой пожилий дамы. Вот, что сказал сам художник в 1937 году, показывая этот портрет: «А вот  портрет другой американской женщины – это миссис  У. К. Дюпон. Она слегка старомодна, что необычно в нашем  модерн-веке. Она тоже исключительно интеллектуальная женщина. И я не сразу, а только после десятого сеанса позирования  осознал, что за грандиозная  личность передо мной —  такая, что ее аутентичность я ощутил как подарок«.

Напомню, что Элис — миссис У. К. Дюпон — жена одного из самых богатых тогда людей США — миллионера У. К. Дюпона. Но совсем не это интересует художника. Смотри, — никаких брилиантов, только нитка простых бус, никакой роскоши в одежде. Она не скрывает свой возраст — не красит уже седые волосы, у нее густые широкие брови, и может показаться, что она и вовсе не красится. Есть в ней что-то крепкое, основательное, крестьянское. Она, наверно, властная женщина, но, прежде всего, она умна, доброжелательна и сдержана. Савелий Сорин назвал ее интеллектуальной, похоже, что это так, ведь, только это дает женщине уверенность, что она — ценность сама по себе — без каких-то украшений, обманов и ухищрений. Художник это почувствовал. Мы видим это в его высказывании, и это хорошо выражено в портрете. 

Вот карандашный рисунок. Великий физик Альберт Эйнштейн попросил Савелия Сорина сделать портрет для своей книги. Он увлек художника гривой полуседых волос, пронзительным умом и интеллигентностью университетского профессора и печальным и тонким еврейским юмором. Кроме того, Эйнштейн прекрасно играл на скрипке. Мы видим, что сосредоточенность на своих мыслях Эйнштейна-физика и сосредоточенность на звучащей внутри гармонии Эйнштейна-музыканта были отмечены художником как главное в этом человеке. Они подружились, а книга Эйнштейна вышла с портретом работы С. Сорина.

91 портрет А.Эйнштейна 1920-е годы. Берлин

Это портрет актрисы  Л. Х. Дроботовой, точнее — последний подготовительный лист к ее портрету.  Местонахождение самого произведения неизвестно. Но лицо на этом листе полностью готово, и можно видеть, как эта женщина под иронической усмешкой скрывает свой страх.

98.8б портрет артистки Л.Х.Дроботовой 1916 (2)

Чего же она боится? Может быть, что над ней посмеются, обидят или не дадут роли или…, мало ли чего может бояться одинокая молодая женщина, на свой страх и риск идущая опасной артистической дорогой. Но мы видим, что так просто она не дастся, она тоже пугает и своей этой усмешкой, и самой этой иронией, и даже  — горящей папиросой — тогдашним символом женской независимости, едва намеченной меж тонких пальцев, но почему-то хочется думать также, что стоит появиться человеку, за чьей спиной она смогла бы спрятаться, и она пойдет за ним на край света.

69.8 Портрет Маргарет -Дороти ''Нин'' Кон 1921

Нин – это домашнее имя этой девушки, а вообще-то ее зовут Маргарет-Дороти Кон, и она младшая дочь американского  миллионера Отто Г. Кона и красавица при этом. Но ни первое, ни второе, похоже, ее пока не беспокоит. Она еще ребенок, и важно для нее только то, что она главное сокровище своей семьи, и ее все любят, и все, конечно, хорошие люди. Ей любопытно, что это художник на нее так таращится, и она вроде бы догадывается, почему, но это не главное, он тоже хороший человек и, конечно, напишет хороший портрет, который понравится папе и маме.

72.1Портрет mme. Otto H .Kаhn -бывш. Аделаида Волф-жены Отто Германа Кона 1925 бум.кар.акв. цв.кар.72x54.5

 

А это мама – Аделаида Кон – тихая немолодая не очень красивая и не очень здоровая женщина. Она мягкая, заботливая и внимательная. Конечно, поэтому ее дочь —  такое чудо. Мы не знаем, каков ее муж в семье, но, если —  крут, то она может и защитить  детей, но, похоже, что это не нужно. Хороший портрет. Эта женщина тонким чутьем ощутила на выставке в 1920 году в Париже, что портретист Савелий Сорин может понять и изобразить, и тем увековечить тонкие черты внутреннего облика человека. Она заказала ему портреты всех своих близких и склонила мужа поддержать художника в начале его работы в Америке.

Это портрет княжны Элисо  Дадиани одной из грузинских красавиц, чьи портреты С. Сорин писал в Тифлисе.

75 Портрет княжны  Элисо Дадиани 1919 бум.акв.карандаш.ГТГ

 Портрет княжны Элисо Дадиани. 1919 г. Бумага на картоне,акварель, карандаш. 782 х 74

Она была фрейлиной при российском императорском дворе. Искуствовед И. Дзуцова назвала портрет этой девушки пушкинскими словами: «Чистейшей прелести чистейший образец».  Есть стихи других поэтов, посвященные вот этому портрету. И это потому, что на портрете ее классическая красота, величавая грация и ее характер изображены правдиво, поэтично и —  навеки.

76.1  Княгиня Чолокаева-Мелита Чолокашвили 1927г. темпера на картоне 90x68 Музей Fine Art Тбилиси -

 

 

 

 

 

 

А это лицо другой княжны – Мелиты Чолокашвили. В Тифлисе она была еще девчонкой — капризной и избалованной, и она убежала от художника, не выдержав нескольких сеансов. Однако много позже в Париже они снова встретились, и портрет был написан. Это был другой портрет, и это была уже другая женщина. Она была еще красавицей, и успешно работала манекенщицей в модном ателье, но горечь жизни поубавили ее спесь, хотя гордость осталась, и она была благодарна художнику за то, что он умел подчеркнуть неординарность и глубину ее личности.

Княжна Мери (Мария Прокофьевна Эристави-Шервашидзе-Чачба). 1920 г. (фрагмент)

А эта красавица была музой поэта Галактиона Табидзе и музой самого художника. Это княжна Мери Шервашидзе – Эристави – Чачба. Сама абхазского царского рода, она тоже была фрейлиной при российском царском дворе. Однажды во дворце  вместо того, чтобы наказать юную Мери за оплошность, царь Николай II только и смог сказать:  «Грешно, княжна, быть такой красивой».  Художник всюду возил вариант этого портрета с собой до самой смерти, а потом его вдова подарила портрет жене князя Монако Грейс Келли, которая повесила его у себя в спальне. Вставая по утрам, она сначала смотрела на портрет, а потом в зеркало, видимо, считая его эталоном красоты и сверяя с тем, как выглядела сама.

Портрет княжны Варвары (Бабо) Дадиани.1925. Бумага на холсте, акварель, гуашь, пастель, угольный карандаш, лак. 60,5 x 55,5 . Частное собрание

Портрет княжны Варвары (Бабо) Дадиани.1925. Бумага на холсте, акварель, гуашь, пастель, угольный карандаш, лак. 60,5 x 55,5 . Частное собрание

Сзади на подрамнике этого портрета была приклеена полоска бумаги с именем: «Vava», и из документов выставки 1925 года в Берлине, где этот портрет экспонировался, было известно, что это «Грузинская княжна из рода Дадиани». Во многих ответвлениях большого рода князей Дадиани в конце ХIХ — начале ХХ века рождались девочки, которых назвали Варвара. Домашнее имя у них было Вава или по-грузински Бабо’. С немалым трудом удалось установить, что на портрете изображена та княжна Бабо Дадиани, которая была дочерью князя Коки Дадиани и внучкой  баронессы Мейендорф. Посмотри, какая благородная осанка. Эта молодая женщина не только горда, но и добра, от нее исходит теплота женственности.  К тому времени, когда мои поиски привели меня к ее семье, эта женщина, прожившая очень большую, очень трудную и замечательную жизнь, уже умерла. Но ее родные переслали мне копии документов и фотографий, которых одних хватило бы, чтобы написать оптимистический роман о трагических и славных событиях.

А  этот портрет я нашел в заштатной галерее, где на нем почти ничего не было видно, т.к. он был в очень плохом состоянии. Электронными средствами удалось  выявить вот это лицо, которое меня потрясло. Какое горе переживает эта женщина? Как мужественно она держится! И, если на холсте не реальная драма, а художник сумел запечатлеть актрису, играющей драматическую роль, то такое произведение делает честь и актрисе, и художнику. Это один из ранних портретов работы Савелия Сорина, написан он маслом, и поэтому из-за плохого хранения потемнел. Методы придать ему первоначальный вид существует, нужны только  деньги на реставрацию. Позже я узнал, что это портрет артистки императорских театров А. П. Домашевой. У нее была сестра Мария и тоже актриса. И это пока все.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

66а Портрет журналиста С.Л. Полякова-Литовцева 1921Бум. на Х.,Графит., цв. и угольн. кар, бел. фиксатуар. 65Х64 ГТГ

 

Совсем другое лицо – это Соломон Поляков-Литовцев – журналист, эссеист, критик, высланный  большевиками в 1920 году из России. Горькие складки около губ, сжатых, как от постоянной боли, умные печальные глаза. Этот человек много знает, много пережил, но не сдался.

Нет конца разнообразию человеческих характеров и человеческих лиц. Нет конца задачам, которые ставит перед собой художник, желая понять и изобразить «главную мысль лица», как сказал Ф. М. Достоевский, имея в виду главную черту характера человека. Вот еще одна американская актриса театра и кино. Понятно, почему чаще других  к художнику приходят именно актеры: ведь это им особенно важно видеть, как они выглядят со стороны. Это Лилиан Гиш – прославленная еще со времен немого кино, она прославилась и в звуковом, играла и нежных красавиц, и подруг суровых ковбоев, проституток и патриоток, героинь Чехова и Достоевского. Она получила награду «Почетный Оскар» и множество других наград. Но прославилась она еще и тем, что получила кличку  «Mantis»- «Богомол». Богомол это такое страшное большеглазое насекомое, самка которого отгрызает голову своему самцу. Мне не пришлось прочитать что- либо о таких подвигах  Лилиан, но посмотри на портрет – видишь, что в ее лице, несмотря на потрясающее сходство и ясно видимую повадку знаменитости, есть, и правда, что-то от богомола. Живя в Америке, художник, конечно, знал о прозвище. Мы видим это.

118 Портрет Лилиан Гиш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллега  Лилиан Гиш Роза Штерн никому не отрывала головы, она не была так знаменита, хотя была очень хорошей актрисой, но ей не так везло. Ей доставались острохарактерные роли, иногда граничившие с гротеском. Она исполняла их с мастерством и грустным лиризмом Чарли Чаплина. Вызывать смех сквозь слезы – вот было ее амплуа. Но, как всякой женщине, ей хотелось  другого: и лирических ролей, и лирических отношений. Ей хотелось, чтобы хоть кто-нибудь заметил не ее сценическую маску, а ее настоящее лицо. Смотри, как она на нас глядит: здесь и грусть, и надежда, и ожидание. Художник Савелий Сорин, как мы видим, это заметил. Я не знаю, повезло ли ей в жизни, но с портретом, точно, повезло.

121.1 портрет миссис Розы Курт Штерн бум.акв.чернила, цвет. кар., мелки 54x43 1941

129.1 Портрет девушки со светлыми волосами м. на доске 25x17

Этот портрет называется «Девушка со светлыми волосами». Ничего об этой девушке мне не известно, но можно с уверенностью сказать, что, уж точно, она не актриса. Смотри, какой у нее прямой и простодушный взгляд, лицо нисколько не накрашено, брови не выщипаны, в ушах простенькие деревенские сережки. У нее настоящие густые золотые волосы. Вот и фон художник выбрал тускло-золотой. Похоже, что оттененное этим фоном это простецкое, но свежее, как наливающееся яблочко, лицо казалось мастеру драгоценностью среди очень многих написанных им лиц.

137 Казачка 1937х.м.84X74Донецк N1361

Среди картин, где не фигурируют люди искусства, науки или сильные мира сего, есть один замечательный, и еще, я бы сказал, — ностальгический  портрет, называется он «Казачка». Давай всмотримся в это лицо. Она из тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Гляди, как смотрит она исподлобья, из-под «соболиных» бровей: она насторожена и не сразу верит людям. Но, если она поверит, полюбит, то – открыто, сильно, навсегда. Цельность натуры и чистота – вот качества, которые художник подчеркивает в этом портрете, потому что ценит их больше всего.

 

Марина Шаляпина - Фредди. 1931 г.

Марина Шаляпина — Фредди. 1931 г.

Это средняя из дочерей «петербургской» семьи Ф. И. Шаляпина Марина. Она была очень способным, хоть и упрямым, ребенком, а, когда выросла, — незаурядной женщиной.  Достаточно сказать, что она во Франции занималась балетом с лучшими учителями такими, как Матильда Кшесинская, училась в Академии дизайна в США, в Австрии изучала театральную режиссуру, была киноактрисой в Италии и служила офицером морского флота этой страны (правда, — по организации досуга пассажиров). Она знала пять языков, машину водила до глубокой старости и прожила почти 98 лет. Уже то, что сказано, говорит о непростом характере Марины. В тридцатые годы она была очень хороша собой, и была даже избрана мисс Россией на конкурсе, проводимом среди русских девушек-эмигранток в Париже. Это случилось в 1931 году, и в этом же году Савелий Сорин написал ее портрет. Но, посмотри, лицо этой стройной девушки с русой косой выглядит совсем не так, как полагается для мисс России. В народе таких называют «поперечница», то есть, спорщица по любому поводу, надо это, или не надо. Савелий Сорин знал ее с малолетства, так как дружил с ее отцом и часто у них бывал. Смотри, ее ноздри раздуты, рот крепко сжат, красивые светлозеленые глаза смотрят отчужденно, а их веки слегка покраснели. Именно эту не самую приятную черту художник решил подчеркнуть, несмотря на красоту и юную свежесть Марины, которые он тоже отметил. Он, как мне кажется, хотел сказать дочери друга: «Вот, гляди, если б не это, ты была бы прекрасна».

Портрет «Партизанка» написан в 1945 году сразу после победыOLYMPUS DIGITAL CAMERA в войне  с фашистами, написан он в Америке, где жил пожилой уже художник. Во время войны он посылал немалые деньги на покупку вооружения, посылал краски и другие материалы художникам России, работавшим на победу. И когда она совершилась, он и его друзья как-то хотели отметить это важное для них событие. Друзьями художника была семья Ф.И.Шаляпина, и вот другая дочь певца Дасия позировала, а Савелий Сорин написал образ одной из победительниц – партизанки так, как они себе ее представляли. Никогда художник не видел партизанок, а видел он в молодости большевичек в кожанках и красных косынках, вот «партизанка» и наряжена у него в кожаную куртку. Свеженькая розовая кофточка тоже сомнительна для партизанки, как, наверное, и цветастый платок, но не это главное. Портрет написан с низким горизонтом, т. е. так, чтобы зритель смотрел на персонаж снизу вверх, как и подобает смотреть на героев. Героиня гордо глядит направо через плечо, и во всей ее позе сквозит спокойствие, уверенность и торжество, и торжественно и громко играет гармонь.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Последний и самый любимый мной портрет. Эту женщину зовут Вера Тищенко. Это тоже один из ранних портретов (крымский). Все это несущественно, но я пишу все это потому, что не умею сказать главное. Я не знаю, как это сделано. Почему эти слегка воспаленные от слез или бессонницы серые глаза глядят мне в самую душу? Почему эта чуть склоненная головка с неидеальным овалом лица и чуть подкрашенными щеками и губами так волнует? Какими приемами художник сделал так, что это лицо, будто с полотен великого Боттичелли, притягивает и пленяет меня? Не знаю, не понимаю. Знаю только, что это и называется мастерством.

Перейти к дополнительной галерее >>

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий