Поделиться в соц. сетях
С именем Савелия Сорина связано много загадок. Даже дата и место его рождения достоверно не известны. Для поступления в Академию художеств ему нужна была справка о рождении, он представил ее копию, а я нашел ее в архиве. Вот она:
«МВД
Полоцкого общественного Раввина августа 12 дня 1893 г. №411
Г. Полоцк
Свидетельство.
Дано сие свидетельство полоцким Раввином в том, что по наведенным мною справкам в метрических книгах родившихся евреев по г.Полоцку оказалось, что
Полоцкого мещанина Абрам-Израиля Савелиева-Янкеливича Сорина 14 феврвля 1878 года родился сын, которому назначено имя Завель, который записан в метрической книге родившихся евреем за указанный год под №22.
В уверении сего подписано мною и приложением должностной печати удостоверено.
Полоцкий Раввин З.Финкельштейн
Но от родственников мне известно, что из-за нищеты семья Савелия вскоре после его рождения вынуждена была переехать из Одессы в Полоцк, где он и был зарегистрирован полоцким раввином по существовавшему тогда закону. Значит, местом его рождения, скорее всего, была Одесса, а не Полоцк.
Вот данное при рождении имя мы из этой справки знаем точно. Для тех, кто не понимает: моему деду дали библейское еврейское имя Изевел, которое у писаря превратилось в просторечное Завель. Греческий эквивалент этого имени, используемый в России, — Савелий. По российским же законам его отчеством должно быть имя его отца. Но у его отца было двойное имя: Абрам-Израиль, что нормально не только для евреев, но и для многих других народов в Европе, Азии, Америке. Однако, это было невдомек для многих чиновников в России и, судя по архивным документам, Савелий Сорин вначале был по отчеству то Абрамов Израилев, то Абрамович, то Израилевич, а по имени – то Завель, то Савелий. Из Третьяковской галереи, где хранятся несколько его работ, я недавно получил справку: «С.А.Сорин и С.И.Сорин это одно лицо».
Родственники рассказали мне, что семья, где родился Савелий Сорин, была хасидской. Глубоко набожные люди, они должны все свое время проводить в молитвах и соблюдать бесчисленные ритуалы. Особенно это касалось мальчиков и мужчин. У Савелия было трое братьев: Нохем Абрамович Сорин 1874(5?)г.р., Доня Абрамович Сорин 1883-г.р. и Моше-Рувим Абрамович Сорин 1893г.р. и одна сестра 1887-(8?) г.р., имени которой мне, к сожалению, узнать не удалось. Познакомившись с их потомками, я не только обрел много родственников, но и узнал некоторые подробности биографии деда.
Ни в какой школе Савелий, живя дома, не учился. По своему складу он не был религиозным человеком, и проводить все свое время в молитвах ему претило. Он с малолетства был одарен, и ему очень нравилось рисовать, но его верующий отец как раз это и запрещал ему делать. Характер у мальчика был упорный, и однажды, когда ему еще даже не исполнилось шестнадцати лет, в 1893 году после очередной ссоры с отцом он ушел из дома, не имея доже паспорта, а вот с такой справкой в руках. Если бы он был ребенком, то его следовало бы назвать беспризорником, но вскоре ему исполнилось шестнадцать лет, и он стал бродягой.
Никаких подробностей о том, как он прожил два года после этого, я не знаю. Случайные места, случайные работы, известно, что он разносил газеты, что оказался в Орле, потом — в Туле. Узнав, что в Одессе есть рисовальная школа, через два года бродячей жизни Савелий оказался там. Он устроился на ночную работу в пекарню – там можно было есть хлеб — затемно он разносил газеты в своем околотке, а утром шел учиться в общеобразовательной школе. Зато во второй половине дня Савелий шел в Одесскую рисовальную школу, где его учителем и воспитателем был замечательный человек и известный художник Кирияк Костанди. Вот его портрет-барельеф из ряда знаменитых деятелей искусства Одессы.
«Огромное влияние на Сорина имел его учитель К. К. Костанди. Позднее, будучи студентом Академии, Савелий с необыкновенной теплотой и благодарностью вспоминал его уроки. Костанди не только учил, но и воспитывал художественный вкус, знакомил с творчеством западноевропейских мастеров, беседовал с учениками о литературе, музыке» — написано в Еврейской энциклопедии.
В Одессе были библиотеки, музеи, знаменитый оперный и драматический театры. По выходным дням Савелий ходил на спектакли. Направляемый доброй и опытной рукой, юноша начал приобщаться к европейской культуре. Однако по общим предметам он получал по большей части «тройки», что немудрено, учитывая, какую трудную жизнь он вел в эти годы. Но вот, наконец, в мае 1899 года Савелий Сорин получил Аттестат, выданный Мужским общеобразовательным училищем первого разряда при Рисовальной школе Одесского общества поощрения искусств за №218 от 31 мая 1899года, где была одна «пятерка» по анатомии и остальные – «тройки-четверки». Но, главное, он получил Свидетельство за № 221 об окончании отделения живописи самой Одесской рисовальной школы с Большой медалью, где было ходатайство о зачислении Завеля Абрамова-Израйлева Сорина в Императорскую Академию художеств без экзаменов.
Это была большая победа, и дело не только в том, что можно было продолжить обучение любимому делу в столице в Академии, но и в том, что стало возможным преодолеть проклятую «черту оседлости».
Для тех, кто не знает: в Российской империи в те времена евреи, как и ряд других инородцев, не имели права жить и работать нигде, кроме специально отведенных районов в сельской местности и некоторых провинциальных городов. Им не давали паспорта – они были гражданами Империи с «поражением в правах» только из-за своей национальности.
Но полученная Большая медаль давала право обратиться с прошением в еврейскую мещанскую общину города Полоцка с тем, чтобы они «уволили» его (т. е. условно дали волю). Затем «Общественный приговор Полоцкой мещанской управы за №46 от 10 августа 1899 года» сделал эту «волю» безусловной. Причем в этой бумаге было записано: «Он, Завель Абрам – Израилев Сорин, как оказалось по собранным сведениям, нравственных качеств – хороших, и подозрений на себя в политической неблагонадежности до настоящего времени не навлекал, в чем подписью моею и приложением печати удостоверяю. Подполковник……(неразборчиво)».
Затем – «Свидетельство о политической благонадежности за № 975» было выдано отдельно уже Одесским градоначальником и, наконец, Савелий получил паспорт № 2040. Вот он:
Эта жалкая бумажка действовала всего три месяца. Вчитайтесь: – «Завель Израилев Сорин уволен в разные города и селения Российской Империи» только до 30 октября 1899года! Власть не вдруг принимала в полноправные граждане Савелия Сорина, не снимая при этом с него обязанностей: там слева видно, что призыву служить в армии Империи он по-прежнему подлежит (тоже через три месяца).
Чтобы доехать до Петербурга, снять там жилье, как-то питаться, носить приличную одежду нужны были деньги. Заработков в пекарне на это точно не хватило бы. Похоже, что уже в Одессе Савелий зарабатывал писанием портретов.
Так или иначе, он сумел победить тяжелые обстоятельства своей жизни, и поезд увозил его в столицу.